Тревоги третьей четверти уходят в песок

Первоклассник адаптируется к школе примерно полгода, в идеале – к III четверти. За это время ребенок привыкает к режиму дня, школьным правилам, новым принципам общения со взрослыми и детьми разных возрастов. Нужно научиться вести себя на уроках и на переменах, в столовой и библиотеке. Нужно запомнить, кого как зовут… Всего так много, что мы, взрослые, порой и не догадываемся. Помните рекламу, где мама спрашивает сына-первоклассника, что он делал сегодня в школе, а тот радостно отвечает: «Ничего!»? Ничего… и много-много всего. Так много, что ребенок не в состоянии вместить в слова всю гамму переживаний и впечатлений. Как понять, что происходит на самом деле в жизни маленького человека, адаптировался ли он к школе? Вопрос серьезный: впереди непростая и длинная III четверть. Один из ответов – идите в «песочницу»!

 

Как дела в школе?

 

Как правило, родители, а особенно бабушки очень хотят узнать, все ли в порядке, все ли идет как надо у ребенка, который только что вернулся с учебы. Первый вопрос: как дела в школе?.. Не делайте это слишком настойчиво! Если вы будете дотошно расспрашивать малыша о его ученической жизни, он может почувствовать себя неуверенно: ну, раз даже мама и папа, бабушка или няня так волнуются, то мне и подавно нужно волноваться и беспокоиться. Такая реакция тем более неизбежна, если в голосе у кого-то из родителей звучат волнение, напряжение, опасение, тревога, страх. А другой малыш может решить, что таких тревожных родителей стоит поберечь от полного перечня дел. И в отношениях появится своеобразный барьер.

 

Как понять, что ваш первоклассник к III четверти успешно адаптировался к школе?

 

Об этом наблюдательным родителям красноречиво поведает поведение ребенка. Такой малыш охотно и легко просыпается утром (если вечером уснул в районе 21 часа), у него хороший аппетит, по дороге в школу он сам рассказывает о наиболее запомнившихся событиях прошлого дня, быстро прощается с провожатым. После занятий такой первоклассник готов еще какое-то время провести в школе или поиграть в ее дворе. Покидая школу, он старается завершить свои детские разговоры или дела с одноклассниками – попрощаться, отдать какую-то вещь, что-то дорассказать, договориться о чем-то.

 

Дома ребенок отдыхает: ему нужно время на восстановление – поспать или просто поваляться, ничего не делая. После отдыха он восстанавливается, у него появляется энергия для игры или хобби. Малыш здоров и не жалуется на недомогания.

 

Если все идет хорошо, то первоклассник сам берет и рассматривает учебники и тетради. Так как сейчас есть мораторий на домашние задания в период адаптации, по крайней мере официальный, дети могут и не получать их, но сделать что-то хотят – пописать, почитать, посчитать.

 

Что наша жизнь? Игра!

 

Если что-то идет не так, мы начинаем тревожиться, очень хотим поддержать и помочь ребенку. Но как это сделать, если мы почти ничего не знаем о происходящем?

 

На выручку может прийти игра. Если внимательно прислушаться и присмотреться к игре детей, она раскроет некоторые секреты внутреннего мира вашего первоклассника и того, что сейчас его беспокоит. Внимательно посмотрите, какой сюжет разворачивает каждый участник игры, какие игрушки берет ребенок. Это и будут негласные сообщения малыша о том, какие задачи он сейчас решает, на каком этапе развития находится. 

 

Иногда тихий ребенок начинает очень агрессивно нападать в игре на других участников или имитировать бой с игрушками. Зачем ребенку это нужно? Что происходит?

 

С точки зрения психологов, игра дает безопасное пространство для опробования новых способов поведения в разных ситуациях. Это своего рода полигон для отработки навыков, которые пригодятся в жизни. В игре неоценимо то, что ребенок получает не только опыт придумывания новых ходов, а иными словами то самое развитие, о котором мы все так печемся, но и замечательный телесный опыт реагирования в тех или иных ситуациях. Игра формирует телесный опыт и мышечную память.

 

Почему телесный опыт тоже важен? Дело в том, что современные дети рано уходят в позицию наблюдателя – игра на компьютере, где разработчики все решили за ребенка, просмотр мультиков, где что-то делают герои, занятия в кружках, где тему задают взрослые. Да и прогулки во дворе в современном мире происходят только под наблюдением взрослых, которые зачастую регулируют поведение детей, выключая своими запретами спонтанность и тот самый телесный опыт.

 

Игровой опыт дает осознание своих и чужих телесных границ, узнавание и усвоение правил жизни в социуме, радость открытия возможностей своего тела, приобретение бессознательных телесных реакций на опасное поведение других людей и животных. Согласитесь, что уметь убежать от опасности очень важно. В игре это только немного страшно, но очень весело, а телесный опыт уже останется с маленьким первооткрывателем навсегда.

 

Вот и будет «тихоня» осваивать более агрессивные способы отстаивания своих границ и пробовать применить их в школе. Постепенно через игру он найдет свои индивидуальные ходы для жизни в школьном сообществе.

 

Присмотритесь, какие игрушки выбирает ребенок для игры и какие сюжеты повторяет чаще всего. Дети обожают быть учителями для своих мишек, заек, машин и кукол.

 

Прекрасно! Вовлекайтесь в игру, станьте одним из учеников! Деликатно и осторожно, как участник игры, покажите сыну или дочке возможности выхода из тупиковой ситуации, дайте разные варианты и проиграйте их. Поощряйте ребенка придумывать и находить самому те сюжеты, которые позволят детской психике проявить спонтанность.

 

Срочно в песочницу!

 

Если у взрослых нет времени на корректирущие игры или хочется получить совет профессионала, попробуйте обратиться к услугам песочного терапевта. Такой специалист работает в так называемой терапевтической песочнице. В настоящее время метод песочной терапии признан взрослыми и детскими психологами и получает все большее распространение в России. Этот метод получил распространение с 20-х годов прошлого столетия в Англии и Швейцарии, а затем распространился по всему миру.

 

Песочная терапия (sandplay) – метод исследования различных ситуаций из жизни путем создания на песке композиции из фигур, а также поиск выхода из тупиков с помощью терапевтической игры. На специальном подносе, наполненном песком, из большой коллекции фигурок человек выбирает те из них, которые чем-то привлекли его внимание, и ставит на поднос с песком. Создается миниатюра мира. Мир может отражать ситуацию из жизни человека, его внутреннее состояние, желания, эмоции.

 

На сеансе песочной терапии ребенок или взрослый смогут лучше понять, как поступить по-новому в той или иной ситуации. Или выбрать, какие отношения важные, а какие нет, определить, кто говорит ему правду, а кто лжет, понять, почему он поступает именно так, а не иначе, почему постоянно попадает в одни и те же ситуации. Происходит это благодаря тому, что на самом деле в нашем подсознании хранится запас верных решений.

 

Во время сеанса «песочной терапии» психолог помогает расшифровывать послания внутреннего «Я». Зачастую проходит время и, вспоминая сеанс «песочной терапии», к человеку «приходит» озарение – вот как я сделаю!

 

Для ребенка ценно то, что во время сеанса он может поменять картину на песке и почувсвовать себя хозяином ситуации. К нему приходит понимание, что нет ничего непоправимого – все можно изменить к лучшему! Такой опыт, как палочка-выручалочка, сработает в реальной жизни – в нужном месте и в нужное время.

 

Особенность детей и подростков состоит в том, что им трудно объяснить происходящее с ними. Это касается не только событий, но и переживаний. А как только ситуация появится на песке, ребенок охотно расскажет историю – ведь о других говорить легко и просто. Благодаря этому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития.

 

С помощью песочного терапевта ребенок может разрешить любой свой конфликт в песочнице – попросить прощения, подружиться с обидчиком, увеличить расстояние с опасной фигурой. А в жизни это даже может и не потребоваться. Во внутреннем «Я» уже наступили покой и гармония.

 

Это состояние тут же отразится на поведении малыша.

 

Текст: Татьяна Горбачева, 
детский психолог, песочный терапевт